Лошади породы першерон: история, предназначение и описание коней
Содержание:
Содержание и уход
Несмотря на то что в содержании Першероны неприхотливы, всё же к конюшне и условиям обитания предъявляется ряд требований:
- после каждой выездки коня нужно почистить, перед тем как поставить в стойло;
- в жаркую погоду его желательно часто купать;
- обязательно периодически показывать ветеринару и соблюдать график плановых ветеринарных мероприятий для профилактики различных болезней.
Чистить помещение от навоза и удалять мокрую подстилку нужно ежедневно. Раз в неделю в конюшне проводится полная уборка с дезинфекцией кормушек и поилок.
Ухаживать за лошадью необходимо в целях профилактики различных заболеваний. Так, чистка щёткой после езды улучшает кровоток и работу внутренних органов.
Во время чистки вы можете заметить мелкие дефекты или порезы на коже и вовремя их обработать, предотвратив бактериальное заражение ранки и воспаление. Большинство лошадей обожает процедуру чистки. Это также чудесный способ установить доверительные отношения между лошадью и владельцем.
Осмотр копыт позволяет вовремя обнаружить трещины, хромоту и другие патологии. Водные процедуры полезны для стимуляции кровообращения и улучшения работы сердца.
Чистить коня рекомендуется на свежем воздухе. Так пыль, случайно принесённые клещи и другие паразиты не осядут на подстилке конюшни. Главные правила чистки:
- уход должен быть приятным и безболезненным для коня;
- во время чистки вы движетесь по кругу;
- обходить лошадь сзади запрещено;
- во время процедуры одной рукой всегда опирайтесь на коня — тактильный контакт успокаивает питомца и придаёт ему уверенности и спокойствия.
Для чистки используются щётки, скребницы, губки. Начинают процедуру с головы лошади. Резиновые щётки и скребницы удобны, т. к. они могут легко подстраиваться под рельеф мышц и не причиняют дискомфорт питомцу. После чистки кожу протирают мягкой суконкой. Ткань собирает пот и частицы перхоти.
Видео: как правильно чистить копыта лошади Чистка копыт важна всегда, но это особенно важно, если вы катались по мелкому гравию. Грязь очищают крючком и щёткой
V-образную зону (стрелку) тщательно чистят щёткой. Это очень чувствительная область и обрабатывать её острыми предметами запрещено. Нечищеные копыта могут воспаляться и деформироваться.
Правильное кормление
Казалось бы, чем больше размеры коня, тем больше ему нужно корма. Но это не так. Першеронов для работы рекомендуется кормить высококачественным кормом и концентратами. У тяжеловозов более замедленный метаболизм. Это автоматически обозначает, что при большом количестве корма и малом расходе энергии Першерон быстро наберёт вес, поэтому для профилактики ожирения их нужно ограничивать в количестве потребляемых углеводов.
В норме лошадь за сутки выпивает 4–5 вёдер воды. При наличии автоматической поилки, запитанной от водопровода, проблема питья решается очень просто. В жару норма питьевой воды увеличивается в 2 раза.
Першероны — прекрасные труженики и компаньоны человека. Они могут выступать в цирке, сниматься на телевидении, работать с детьми, участвовать в перевозках грузов и сельскохозяйственных работах. Спокойный характер и большая сила делают их чрезвычайно популярными и востребованными в любых видах деятельности.
Читать так же: Как бороться с медведкой на дачном участке, изучаем способы
Немного истории
История породы першерон теряется в глубине веков. Принято считать, что её вывели в начале XIX века в северо-западной французской провинции Перш, издавна славившейся своими климатом и коневодческими традициями, однако ещё в средние века существовала т. н. «древняя лошадь Перша», которая отличалась средним ростом, крепостью конституции, огромной силой и невероятной работоспособностью. Многие исследователи полагают, что именно она была тем самым рыцарским конём, который мог легко мчать всадника в тяжёлых доспехах без остановки в течение долгого времени. То есть, согласно этой версии, современный першерон – это потомок рыцарских коней, переквалифицировавшихся с исчезновением рыцарства в упряжных лошадей.
Неясно также, кто из пород участвовал в создании першеронов. Их выводили на протяжении нескольких веков, каждый раз учитывая нужды времени. Достоверно известно, что в першеронах течёт кровь арабских лошадей, попавших во Францию ещё во времена первого крестового похода. Кроме того, с 1760 года першским коневодам было разрешено использовать для развития породы арабских жеребцов государственного конезавода Ле Пен, расположенного в соседней Нормандии. Также предполагается, что, помимо арабов, лошадь Перша скрещивали с датскими, полукровными английскими и некоторыми французскими аборигенными породами (например, с бретонской и булонской).
Першерон на выставке
Бурные события французской истории не прошли даром не только для людей, но и для животных. Во времена Великой Французской революции порода почти целиком погибла, но в 1803 году Наполеон Бонапарт, будучи ещё консулом, специальным декретом приказал её восстановить. Работа по разведению вида возобновилась, а в 1820 году во вновь отстроенные конезаводы Перша завезли партию арабских и турецких жеребцов. Последние, особенно жеребцы по кличке Галлиполи и Жан ле Блан (его потомок), сыграли значительную роль в формировании современного породного облика французских тяжеловозов.
В 1826 году состоялась первая выставка першеронов, на которой конезаводчики представили более 70 племенных особей – результат своего многолетнего кропотливого труда. Их труд оценили по достоинству – почти каждая вторая лошадь получила приз. Немалую роль в достижении такого признания сыграла специально разработанная технология выращивания, согласно которой жеребят в пяти- или шестимесячном возрасте отнимали от матки и продавали на фермы-элеверы – хозяйства, занимавшиеся доращиванием и последующей продажей молодняка. На этих элеверах жеребёнка растили до полутора лет, после чего начинали приучать к работе. В трёхлетнем возрасте молодой першерон перепродавался другому хозяйству, а в 4-5 лет продавался как уже сформировавшаяся лошадь.
Украшенный першерон
Но в 1838 году, когда во Франции начали строить первую железную дорогу, першеронам, как и их далёким предкам, пришлось переквалифицироваться, впрягшись в первые городские омнибусы. Першероны и с этим заданием справились так, что только для одного парижского городского транспортного хозяйства ежегодно приобреталось до 4 тысяч тяжеловозов. В 1883 году было создано Общество першеронских коневодов и выпущен первый том студбука, в который занесли 530 рождённых в Перше лошадей, имевших отчётливые видовые признаки. С этого момента совершенствование першерона велось путём разведения внутри породы с записью в студбуке лишь тех лошадей, чьи предки упоминались в первом томе. Примерно в это же время першероны стали распространяться по всей Европе, ещё раньше – в 1815 году – они попали в Северную Америку, а в 1891 году – в Россию, где их разведением сразу занялись на знаменитом Хреновском конезаводе (Воронежская область).
Несмотря на период спада популярности, пришедшийся на 60-е – 70-е годы ХХ столетия и связанный с механизацией производства, першерон по-прежнему является одной из наиболее узнаваемых и востребованных тяжёлых пород. В одной только Франции насчитывается около 4,5 тысяч маток, а доля першеронов в канадском и американском поголовьях до сих пор составляет примерно 75%.
Першерон на бегу
История породы
История возникновения и распространения такой породы лошадей, как Першерон отличается захватывающими и уникальными событиями. Наименование породы происходит от города, в котором появились эти кони — провинциальный Перш. Как указывается в исторических сведениях, эта провинция располагалась неподалеку южного устья реки Сены, в самой Нормандии. Такая теория существует давно, но не все историки и специалисты придерживаются мнения, что первое появление этого коня было именно здесь и в это время.
Одна из теорий гласит, что первые кони породы Першерон берут свое начало от французских лошадей, являясь их прямым потомством. Но есть множество мнений, противоречащих этой теории. Многие знатоки утверждают, что порода Першерон появилась не так давно в мире в ходе скрещивания других пород лошадей, с начала XIX столетия. Но, так или иначе, сложно спорить с тем фактом, что Першерон слишком похож визуально и по характеристикам с древними французскими лошадьми. Первые французские кони отличались крепким среднего размера туловищем. Несмотря на это, лошадь славилась выносливостью и неимоверной трудоспособностью, работая на благо человечеству. Но есть и отличительный признак французской лошади, которого нет у Першерона — гнедая расцветка.
В исторических записях указывается, что порода Першерон служила верой и правдой Юлию Цезарю, который усиленно разводил этих лошадей для военных целей. В период торжества рыцарей эта порода дала потомство более крупных лошадей мощным телосложением, выдерживающая бега с рыцарями в металлическом неподъемном обмундировании. С тех пор рыцарские кони признаны первыми потомками Першерона современного.
Третья теория появления породы Першерон говорит о том, что только в первой половине XIX столетия французы скрещивали между собой привычную упряжную породу лошадей западного тяжелого типа с восточными импортными породами, чаще всего на эту роль шли арабские элитные жеребцы. Сегодня у французов Першерон бывает трех видов: мелкий конь, среднего размера и крупный жеребец. Но чаще всего можно встретить особей среднего размера туловища.
История Першерона в России
Впервые в Россию ввезли коней породы Першерон в первой половине XIX столетия. Позже в Воронежской области на станции Таловая был организован племенной коневодческий рассадник государственного предназначения, с начала 1941 года он усиленно специализировался на разведении коней породы Першерон. На сегодня только Ульяновская область может похвастаться наличием коней Першеронов, так как здесь располагается Октябрьский конный завод, который разводит такую породу, происходящую от древних французских лошадей. На начало 80-90-х годов прошлого столетия численность Першеронов стала возрастать, так как лошадь стали все чаще применять в спорте, развлечениях и отдыхе.
Отечественная порода Першеронов некоторыми характеристиками отличается от заграничных особей. Например, немного большее телосложение, сила и многое другое, так Першерона скрещивают с другими славными порода лошадей и до сегодня. Но на сегодняшний день разведением Першерона занимаются в основном частные любители, которых не так много в стране.
… и першерон в России
В Россию первые особи были завезены в 1891 году. Разведением отечественных першеронов занимался Хреновский конный завод. В середине 30-х годов в Воронежской области был создан Таловский государственный племенной рассадник першеронов, в зоне которого на конефермах выращивались жеребцы — улучшатели породы для массового производства.
Октябрьский конный завод был основан в 1941 году в Ульяновской области на основе поголовья лошадей, эвакуированных в тыл с Хреновского конезавода. После войны работа по селекции и разведению першеронов продолжилась; тяжеловозы с Октябрьского конного завода считались лучшими и неоднократно получали призы за качество породы. Известность получила кобыла Слива, установившая мировой рекорд — сдвинула груз весом в 9 тонн на 2 километра 138 метров.
В 2010 году для Октябрьского коннезавода наступили тяжелые дни, и в последующие несколько лет предприятие вынуждено было распродавать принадлежащее ему имущество, в том числе поголовье першеронов. Лошади находились в плачевном состоянии, многие погибли или попали в случайные руки.
На разведении породы в России можно было бы поставить крест, однако в 2011 году бизнесмен из Ульяновской области Кузнецов Сергей выкупил часть поголовья Октябрьского завода и перевез его в свое крестьянско-фермерское хозяйство, расположенное в Инземском районе. Часть лошадей удалось выкупить уже из частных рук. Всего в КФХ удалось собрать 34 першерона, однако к настоящему времени поголовье удалось увеличить в два раза. Хотелось бы надеяться, что энтузиазм предпринимателя найдет поддержку у власти и хозяйство получит статус конезавода, а значит,будет надежда на сохранении породы першеронов в России.
Как возникла порода?
Мнения о том, как и когда именно были выведены Першероны, разделяются по сей день. Согласно одной из версий, такие лошади появились более чем 10 веков назад – в VIII веке нашей эры. Результатом их возникновения считается скрещивание жеребца арабской породы с лошадью из северо-западных земель.
По другой версии, Першеронские кони появились гораздо позже – только лишь в XIX веке, когда французских лошадей-тяжеловозов скрестили с арабскими скакунами. Благодаря максимально подходящему для таких животных климату и особенностям французской природы, порода Першеронов удачно прижилась и вскоре стала визитной карточкой и гордостью французских земель.
Затем, ближе к середине XIX века, этих крупных коней стали перевозить на территорию США, где спустя век насчитывалось число особей, превышающее 33 тысячи. На территории русских земель порода появилась уже ближе к концу того же века по инициативе Хреновского конного завода, и вскоре распространилась по нашей стране. Однако у нас практиковалось не только разведение чистокровных кобыл этой породы, но и скрещивание их с другими разновидностями коней для выведения других крупных пород, предназначавшихся для тяжелых перевозок.
Большой ущерб для данных лошадей представляли периоды войн, поскольку их зачастую использовали именно в милитаристских целях. К середине прошлого века, по прошествии Второй мировой войны, на территории США было зафиксировано менее 100 особей оставшихся в живых Першеронов.
В настоящее время столь физически мощная порода используется для ведения сельскохозяйственных работ и перевозки некоторых грузов.
Стоимость
Стоимость породистых лошадей колеблется от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов. Приобрести першеронского коня можно во многих странах мира — у конных заводов или частников. Цена на животное зависит от некоторых факторов:
- возраст,
- пол,
- чистота породы,
- характер и нрав,
- общее состояние.
Самыми дорогостоящими являются молодые чистокровные першероны с богатой родословной. Здесь потолок стоимости на них неограничен. А также довольно дороги в покупке лошади 5–10 лет от роду. Цена на них выставляется от 6 до 8 тысяч долларов. Дешевле обойдется молодой жеребенок до 5 лет, однако в этом случае следует учитывать затраты на его содержание и корм, который тоже стоит немалых денег.
В настоящее время французских скакунов используют в основном в цирке для выступлений или для прогулок в парках. Этому способствует покладистый нрав этой породы. Век эксплуатации лошадиного труда миновал, и теперь этих добрейших животных используют лишь в развлекательных целях, в качестве верного друга и антидепрессанта.
Першеронская порода лошадей
Особенности и среда обитания лошади першерон
Об истории возникновения лошадей породы першерон и по сегодня ведутся жаркие споры. Одни из экспертов считают их потомками диких лошадей, обитавших на юге Франции еще несколько тысячелетий назад.
Другие уверены, что порода эта не такая уж древняя – известна она с 19 века и выведена в провинции Перш, путем скрещивания нормандских тяжеловозов с чистокровными арабскими скакунами.
Так или иначе, першерон – одна из самых красивых, сильных и выносливых лошадей на планете. Впитав в себя грацию восточных предков и недюжинную силу знаменитых французских тяжеловозов, эти лошади за считанные годы стали известны во всем мире.
Ближайшие сородичи першерона – местная нормандская порода тяжеловозов была крайне востребована еще в эпоху Юлия Цезаря и использовалась для военных походов. Колоссальная работоспособность в совокупности с крепким телосложением сделали эту лошадь идеальной для средневекового рыцаря.
Не каждый конь мог поднять всадника, облаченного в тяжелые доспехи, да потом еще нестись галопом во время рыцарских турниров. Предки французского першерона – могли.
Своего полного расцвета порода першерон достигла на рубеже 19-20 веков, когда их повсеместно использовали в сельском хозяйстве и в транспорте. Экипажи, запряженные першеронами, можно было встретить в Австралии, в Северной и Южной Америке и, конечно, в большинстве европейских стран. Разведение данной породы в те годы было весьма прибыльным делом.
По современным стандартам, конь першерон должен быть не менее 1,6 м в холке, с обхватом груди около 2 м. Тело животного мускулистое, с широкой массивной шеей и грудью, ноги средней длины, жилистые и очень сильные.
Голова по сравнению с телом не очень большая, лобная часть выпуклая и широкая, нос плоский. Удивительно, но эти здоровяки обладают большими и очень выразительными глазами.
Самый высокий першерон – жеребец по имени Доктор Ле Жер был, ни много ни мало, 2,13 м ростом и весил 1,37 т. Также отличительной чертой этих тяжеловозов является роскошная грива и хвост. Было время, когда лошадям этой породы купировали хвосты, чтобы те не путались в упряжи. Сейчас, слава Богу, от этого отказались.
Масть, характерная для першеронов – серая в яблоках, либо вороная. Реже встречаются чалые и рыжие экземпляры. Как и все тяжеловозы, першероны отличаются терпеливостью, выносливостью и добрым нравом.
Они достаточно быстро всему обучаются и наделены немалым умом. При своей внушительной наружности першероны весьма грациозны и подвижны, чувствуется горячая арабская кровь, пусть даже доля ее совсем ничтожна.
Достаточно взглянуть на фото першерона, вставшего на дыбы или летящего галопом, становится понятно, что без восточных предков здесь не обошлось. Помимо всех перечисленных качеств, есть еще одно, очень ценное – лошади першероны обладают уникальным мягким ходом, который сохраняется при любом аллюре.
Уникальность
Лошадь тяжеловоз обладает мощной шеей, мускулистыми корпусом и конечностями, за счет чего выделяется на фоне иных пород. Кроме того, крупные скакуны обладают добродушным характером.
Экстерьерные отличия
Хладнокровные тяжеловозные породы лошадей внешне выглядят очень массивно, потому их крепкая крупная коренастая конституция не дает им возможности иметь грациозные и гибкие движения настолько, сколько это умеют теплокровные сородичи других пород, потому они нечастые участники конных видов спорта.
Лошадь тяжеловоз в средние века у европейцев слыла рыцарским конем. Лишь по истечении времени она перешла в отряд тяжелоупряжных фермерских животных.
Средняя весовая категория лошадей находится в пределах от 0,8 до 1,0 т, однако встречаются иногда тяжеловесные представители массой тела больше. В высоту жеребенок тяжеловоз вырастает от 1,7 до 2,0 м. Такой рост и масса тела в совокупности внешне складываются в крупное животное, способное тащить за собой тяжелый груз, что сразу заметно на фото и видео.
Среди минусов пород коней тяжеловозов отмечают их недостаточную выносливость при преодолении длинных расстояний из-за слишком большого веса.
Экстерьерная характеристика пород лошадей тяжеловозов не является первоначальным требуемым для них качеством. На переднем плане у рабочих лошадей тяжеловозов силовое описание, потому большая часть конных заводов, в числе которых и коневодство России, разводят лошадей тяжеловесов исключительно для сельскохозяйственных работ, а не для участия в зрелищных соревнованиях.
Некоторые заводчики России и зарубежных стран отправляют своих тяжеловозных питомцев на различные мероприятия, выявляющие их силовые характеристики, включающие в себя проверки на перевозку тяжестей на скорость, выносливость на дистанции с преградами.
Аллюр
Быстро передвигаться породы лошадей тяжеловесов не могут из-за своих впечатляющих габаритов: такое животное весит немало. Не способны они и выполнять изящные выездные элементы, не могут высоко прыгать. Всему этому препятствуют массивное телосложение и толстые конечности.Тем не менее их поступь достаточно комфортна для всадников без характерной тряски в седле и подъемов в высоту при передвижении. Есть те, которые выделяются способностью преодолевать высокие препятствия, например, Ирландский тяжеловоз.
Внешний вид
Неповторимость першерона состоит в том, что он объединил в себе противоположные признаки своих предков. Эти лошади одновременно мощны и тяжелы из-за крови тяжеловозов, но при этом грациозны и подвижны из-за арабских корней, поэтому они могут совмещать тяжелую работу и быстрый бег. При любом темпе походки эти лошади двигаются мягко и плавно благодаря своему сложению: крепкой грудной клеткой, мощным ногам, горделивой осанке.
Жеребец обладает следующими характеристиками:
- высота в холке — 163 см;
- длина туловища — 170 см;
- обхват груди — 205 см;
- обхват пясти — 24,5 см.
А для кобылы стандартным считается следующий экстерьер:
- 160 см в холке;
- 170 см длина туловища;
- 197 см обхват груди;
- 22,5 см обхват пясти.
Эта порода делится на больших и малых першеронов. Последние являются более востребованными из-за своей универсальности, т. к. их комплекция подходит и для выполнения тяжелой работы, и для упряжки в карету. В сравнении с большим, малый першерон имеет более изящное и сухое строение тела.
Большой першерон в своих размерах почти догнал нормандских тяжеловозов. Если для малого першерона 160 см — максимальная высота в холке, то для большого это минимальное значение.
В начале своего разведения эти лошади имели множество мастей, но из-за большего спроса на серую в яблоках она была признана французскими заводчиками приоритетной. Сейчас распространенными являются серые и вороные першероны, изредка встречаются рыжие особи.
Грива у этих животных особенно красива: воздушная, густая и длинная, она является гордостью породы. Хвост посажен низко. В прежние времена хвосты у першеронов обязательно купировали для увеличения комфорта при верховой езде, но вскоре этим вопросом занялась организация защиты животных. Ее представители смогли доказать, что животное испытывает неудобства без полноценного хвоста, т. к. не может защищаться от насекомых. После этого от данной процедуры отказались.
Форма ног у першерона несколько отличается от конечностей других пород. Они плотные, мускулистые, предплечья стандартные. Пясти имеют более короткую длину и мускулистее, чем у остальных лошадей.
История породы
Французская революция конца XVII века негативно сказалась на породе. За десятилетие основное поголовье было утрачено, лошади уничтожены, а разведение в условиях военных действий было невозможно.
Большой вклад в развитие породы внес военачальник — Наполеон.
Вклад в возрождение породы внес Наполеон. Для дальних походов армии требовались выносливые кони. В 1803 году Бонапарт подписал указ о восстановлении поголовья. По его приказу были созданы новые заводы, куда со всей страны собрали уцелевших представителей породы, чуть погодя там началась активная деятельность по реабилитации численности першеронов.
В Перш завезли арабских и турецких скакунов, которые внесли струю свежей крови, улучшили внешний вид новых першеронов. Именно в этот период сформировался современный тип французских лошадей. Благодаря скрещиванию с арабами кони приобрели преимущественно серую масть и гордую посадку головы.
Начало XIX века ознаменовалось развитием перевозок пассажиров во Франции: транспортом служили кареты, дилижансы, в городе средством передвижения стали омнибусы. Спокойные и сильные кони стали безупречным вариантом для тяги транспорта. В это время происходил наивысший расцвет развития породы. По городам и в окрестностях для перевозки пассажиров использовалось до 10 тысяч коней.
Першеронов охотно закупали соседние государства Европы, кони экспортировались в Америку и Японию. И хотя в 40-х годах почту стали доставлять поезда, в населенных пунктах продолжали перемещаться на лошадях. Без скакунов не обходилось и сельскохозяйственное производство.
Так продолжалось до 20-х годов прошлого века, но научно-технический прогресс вытеснил лошадей, и опять разведение першеронов пришло в упадок – кони этой породы были на грани вымирания. Но власти вовремя вспомнили о богатой истории существования породы, признали их историческим наследием страны. Теперь на родине першероны снова востребованы, для них открыты новые области применения, существуют и государственные программы, дотирующие коневодство и селекционную работу.